19 февр. 2008 г.

Станку нужна перенастройка

Украинский классический балет востребован у себя в стране и за рубежом. Однако наследия советского «большого стиля» надолго не хватит.

В Украине работает немыслимое для любой страны Евросоюза количество театров, способных регулярно показывать несколько масштабных балетных постановок.

При словах «украинский (равно как и российский) балет» в голову сразу приходит знаменитая фраза: «И даже в области балета мы впереди планеты всей». В иронической песне Владимира Высоцкого ее произносит гражданин СССР, доказывающий западному туристу преимущества социалистического строя при помощи одного из самых главных советских культурных мифов. Гражданин был и прав, и неправ. «Наше ощущение лидерства в области балета было взлелеяно советской идеологией на почве полной изолированности от искусства танца Запада, — говорит один из самых известных восточноевропейских хореографов Раду Поклитару, руководитель единственного в Украине Театра современной хореографии „Киев модерн-балет”. — Но балет — это не спорт. Великие прорывы в нем странно делать монополией одного государства.» Недаром, когда зарубежных балетоманов начали интересовать в первую очередь модернистские интерпретации их любимого искусства, нам почти нечем было ответить на этот вызов. Но времена и моды, как им и положено, меняются.

Оказывается, мы богаты

Во всем мире нынче происходит настоящий ренессанс классического балета. «Сегодня классический балет необыкновенно популярен, поскольку он вызывает острое сопереживание и желание прикоснуться к эстетическим идеалам прошлого, недоступным для большинства из нас в окружающей жизни. Ведь искусство прежде всего утопия. Причем востребована балетная классика будет так же, как немногим раньше классическая музыка — в обратном порядке: от Стравинского и Малера к Шопену, Моцарту, Баху, Вивальди», — считает Раду Поклитару.

В перерыве между выходами. За кулисами киевского Национального театра оперы и балета Украины

Фото: Александр Зубко

И тут оказалось, что у сегодняшних западных балетоманов гораздо меньше, чем у украинских зрителей, возможностей посетить классические балетные постановки. В Украине работает немыслимое для любой страны Евросоюза количество театров, способных регулярно показывать несколько масштабных балетных постановок, для чего нужны труппы в полторы сотни артистов. Нам такая роскошь досталась в наследство от советского «большого балета», а в западноевропейских странах ее могут себе позволить разве что Королевский театр оперы и балета в Лондоне («Ковент Гарден»), парижская Национальная опера («Гран-Опера») и венский Национальный оперный театр.

Репертуарная политика наших балетных театров тоже значительно отличается от западной практики. В европейских театрах спектакль нередко живет несколько недель, после чего снимается с репертуара и начинается работа над новой постановкой. Это удобно и для театра, и для западных артистов, которым трудно исполнять в течение месяца пять-семь различных ролей. (Зато наши танцовщики, работающие за рубежом, нередко жалуются на конвейер, оставляющий мало простора для творчества.) В украинских театрах, где до сих пор сохранился балетный «большой стиль», зрителям постоянно представлен разнообразный и постоянный вне зависимости от сезонов репертуар. Такой режим работы театра менее рентабелен, чем западный, но зато предоставляет нашим артистам недоступную для их европейских коллег возможность перевоплощения в новую роль едва ли не каждый вечер. Самый большой ежегодный репертуар у киевского Национального театра оперы и балета — 32 спектакля, при этом ежемесячный репертуар включает 12–14 различных постановок. В региональных театрах репертуар поменьше — около 20 спектаклей.

Есть у украинских балетоманов и еще одно преимущество — многих привычных для нас классических спектаклей нет в репертуаре западных театров из-за высокой технической сложности исполнения. Такие балеты, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Кармен-сюита», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Раймонда», требуют длительной подготовки и профессионализма всех участников постановки. В западном театре могут быть яркие и виртуозные солисты, но во многих классических балетах высокий уровень мастерства требуется и от исполнителей ролей второго и третьего плана, а также от танцовщиков кордебалета. В украинских театрах с этим проблем обычно нет. Сказываются последствия советской системы воспитания балетных кадров, в которой артисты, танцующие сегодня в балетной массовке, проходили ту же суровую и основательную подготовку, что и нынешние солисты, — ежедневные с пяти-шести лет занятия в школе, а потом восьмилетнее обучение в хореографическом училище. При этом каждый год у молодых танцовщиков есть шанс покинуть alma mater из-за недостаточного мастерства или лишнего веса, то есть приближающегося к норме по принятым для простых смертных стандартам.

Балет для сцены и для жизни

Один из самых известных восточноевропейских хореографов Раду Поклитару

Фото: Александр Зубко

Украинские любители балета ценят предоставленные им возможности. Как рассказал «Эксперту» главный балетмейстер киевского Национального театра оперы и балета Украины Виктор Еременко, билеты на классические спектакли, составляющие основную часть репертуара, распродаются еще за неделю до представления. Причем в центре внимания прежде всего сами артисты — балетоманам интересно увидеть хрестоматийные партии в исполнении солистов Национальной оперы Украины Татьяны Боровик, Елены Филипьевой, Татьяны Голяковой, Максима Моткова и других.

Благодаря активности публики киевскому театру удается решать многие материальные проблемы. Государство обеспечивает зарплату, а деньги на костюмы, декорации и балетную обувь театр зарабатывает самостоятельно за счет проданных билетов и гастрольной деятельности труппы. Выступления украинских артистов балета востребованы в Европе, США, Латинской Америке и Азии — советская школа классического танца заслужила репутацию одной из лучших в мире, а гастроли танцовщиков из Украины обходятся намного дешевле работы их коллег из западных стран.

При этом наряду с традиционными спектаклями в репертуаре театра появляются и современные постановки. Раду Поклитару поставил здесь «Картинки с выставки» и «Весну священную», а российский балетмейстер Давид Авдыш — спектакль «Мастер и Маргарита».

Новые веяния коснулись и системы подготовки украинских танцовщиков. По словам Виктора Еременко, в его труппе танцуют не только выпускники хореографических училищ, но и те, кто учился в негосударственных балетных школах. «Для меня важно то, как человек танцует, а не то, где он учился. У нас в театре работают выпускники лицея „Кияночка” Наталья Домрачова, которая завершила образование уже в хореографическом училище, и  Игорь Ищук. В этом году в труппе начала работать Ольга Кисляк, окончившая Киевскую академию танца», — отметил он.

Раньше путь на балетную сцену лежал через хореографическое училище, куда поступали в десять-двенадцать лет, а диплом и распределение получали в восемнадцать лет. Киевское государственное хореографическое училище осталось основным центром подготовки артистов балета и сейчас, но в целом система образования для танцовщиков стала разнообразнее. В Украине появились негосударственные школы и академии балета. Показательный пример альтернативного хореографического учебного заведения — донецкая школа балета знаменитого танцовщика Вадима Писарева, которая стала самостоятельным центром балета, по сути, изменившим лицо современной украинской хореографии. Ученики Писарева ежегодно занимают призовые места в самых престижных международных конкурсах балета и становятся артистами Донецкого театра оперы и балета. Пять лет назад сильный резонанс вызвала победа воспитанника школы Писарева Жерлина Ндуди на танцевальном конкурсе «Евровидение-2003», после чего все вновь заговорили о сильной отечественной школе танца.

Выпускник Киевского хореографического училища Денис Матвиенко

Фото: Александр Зубко

Хорошие результаты демонстрируют ученики лицея «Кияночка», организованного хореографом Игорем Кайгородовым на базе детского ансамбля народного танца. Киевская академия танца сегодня существует в двух ипостасях — под управлением хореографа Альбины Кальченко и под шефством Юрия Станишевского. Там обучают детей разного возраста, часть которых продолжают балетную карьеру, но особо упора на подготовке артистов для театра не делают. Это вполне в духе современной западной практики, где обеспеченные любители танцев вместо инструктора по фитнесу приглашают для частных уроков учителя хореографии и осваивают балетные па у классического станка, который дает не только мышечный тонус, но и прекрасную осанку. В Киеве уже есть специальный хореографический класс для взрослых, а детей все чаще отдают на обучение в хореографические школы и студии для общего физического развития. В столице даже можно научиться искусству Терпсихоры бесплатно — в ансамбле классического танца при киевском Международном центре культуры и искусств (бывший Октябрьский дворец), за что малообеспеченные родители готовы носить на руках директора центра Владимира Аланюка. Единственный источник финансирования студии — арендная плата, которую платит кинотеатр, занимающий зал в центре культуры, и другие арендаторы.

Движение остается односторонним

Высокий уровень подготовки, доставшийся украинским танцовщикам в наследство от советской школы классического балета, был подтвержден на последнем конкурсе артистов балета в Москве, который стал триумфальным для нашей хореографической школы — все первые премии увезли молодые украинцы. Однако отличная отечественная балетная школа играет с нашими театрами злую шутку — украинских танцовщиков активно приглашают работать за рубеж.

Один из самых ярких примеров — киевлянин Иван Путров, который в 16 лет выиграл престижный конкурс артистов балета в Лозанне и сразу получил приглашения из 15 стран продолжить обучение. Он выбрал стажировку в лондонской королевской школе балета, после чего стал артистом Лондонского королевского театра. Спустя несколько лет Путров — ведущий премьер «Ковент Гардена», а сегодня считается одним из лучших танцовщиков Европы. Выпускник Киевского хореографического училища Денис Матвиенко, с третьего курса танцевавший в киевской Национальной опере, в 2005 году получил Гран-при X московского Международного конкурса артистов балета. До него за всю историю конкурса эту престижную премию получили лишь четыре исполнителя. Сегодня Денис — приглашенный ведущий солист New National Theatre в Токио, московского Большого театра и Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Еще один выпускник киевского училища Александр Жембровский после побед на международных конкурсах стал солистом Амстердамского королевского театра, а в прошлом году номинировался на премию «Лучший танцовщик мира» на престижном конкурсе «Бенуа де ля данс» в Москве.

Солистка киевского Национального театра оперы и балета Украины Елена Филипьева

Фото: Укринформ

Отток наших танцовщиков на Запад будет продолжаться и в дальнейшем. Век артиста балета недолог, и потому у него нет возможности откладывать что-то на завтра или ждать другого шанса. Когда молодой артист получает приглашение из зарубежного театра, желание получать за свой труд адекватные деньги, естественно, берет верх. Ведь профессия балетного танцовщика очень узкоспециализированная и забирает все время. О том, чтобы подработать где-то еще, артистам думать не приходится. К тому же если в столичном театре оперы и балета дела постепенно налаживаются, то в регионах ситуация далеко не радужная. Зарплата артистов театров, не имеющих статуса национальных, в три раза меньше, чем у коллег с привилегированных сцен. Поэтому сегодня перед нашими театрами открывается не самая радостная перспектива уже в близком будущем оказаться без танцовщиков и, соответственно, без больших постановок, которыми мы пока что можем гордиться.

Вторая беда наших балетных театров — недостаток общения с современным западным искусством. Распространенная в Европе практика приглашения зарубежных хореографов для постановок у нас почти отсутствует по финансовым причинам. Можно, конечно, утешать себя тем, что такая вынужденная изоляция позволяет сохранять специфику и самобытность отечественной школы танца, но ведь для движения вперед необходимы свежие идеи и взаимный обмен ими. Чтобы наши танцовщики были так же универсальны, как и их европейские коллеги, представляющие лучшие школы танца, необходимо кроме классической базы, развивать школу современной пластики, которой у нас не уделяется достаточно внимания (тоже советское наследие).

В искусстве постоянно идет поиск новых средств выразительности. Балет, синтетический по своей сути, отражает тенденции, проявляющиеся в других видах искусств. Так, резкие и смелые линии сегодняшней скульптуры и невообразимые ранее ритмы в музыке повлияли на рождение новой пластики, без которой нельзя представить современный танец. Сегодняшние западные балетные постановки — это сочетание элементов прошлого и будущего, классики и модернизма. Но такой сплав — редкое явление на нашей сцене.

В гостях у королевы

Для того чтобы в наших театрах, помимо обширно и разнообразно представленной классики, появились балеты нового времени, необходим не только более гибкий подход к репертуарной политике, но и привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Кроме гонорара приглашенному хореографу, деньги нужны для новых костюмов и декораций. В европейских театрах получить бюджет для спектакля проще — там государственное финансирование, более щедрое, чем у нас, сочетается с поступлениями от частного капитала. В Европе и США существует немало негосударственных балетных трупп, в которых целесообразность работы над спектаклем оценивается с точки зрения прогнозируемого объема кассы. А он, как в частных, так и в государственных европейских театрах, обеспечивается тем, что на Западе у академического искусства всегда есть поклонники, готовые ради него расстаться с деньгами. Поэтому уровень развития украинского балета напрямую зависит от уровня его востребованности у публики, в том числе, как это ни шокировало бы воспитанных еще на советском балете знатоков, публики материально состоятельной.

Сцена из спектакля «Кармен TV» Театра современной хореографии «Киев модерн-балет»

Фото: Олег Готынян

Фото: Олег Готынян

А для этого балет должен стать популярным в массах. Если в советские времена балет постоянно показывали по телевидению, а о триумфах «наших» регулярно информировали все СМИ, то сегодня даже самые громкие победы украинских артистов становятся событием разве что для любителей балета. В Лондоне украинца Ивана Путрова узнают на улицах — его лицо изображено на плакате, рекламирующем театр «Ковент Гарден», и на всех афишах. Он позирует для знаменитых фотографов (портрет Путрова, снятый англичанкой Сэм Тейлор-Вуд, был выставлен в украинском павильоне на Венецианской биеннале этого года. —  «Эксперт»), становится героем выставок и публикаций в глянцевых журналах, бывает на приемах у английской королевы. В Британии балет — это модно. Знаменитый российский танцовщик Николай Цискаридзе уже давно не только премьер московского Большого театра, но и популярная светская персона. Не все видели его в танце, но многие знают в лицо. Благодаря пиару СМИ, показывающих артистов балета как красивых и успешных людей, это искусство становится привлекательным и для будущих звезд, которые должны прийти на смену сегодняшним.

Зато мы о своих артистах не знаем ничего. Конечно, балет не продукт столь массового потребления, как, например, шоу-бизнес, но вернуть былой интерес к танцу вполне возможно. Просто необходимо регулярно информировать зрителей о людях и событиях в украинском балете и показывать, что это искусство не менее актуально, чем современная музыка, театр, литература. Массовый интерес публики подтолкнет к активной деятельности потенциальных продюсеров, которые могут в этой области достигнуть значительных успехов, о чем свидетельствует хрестоматийный пример — сумасшедшая популярность организованных Дягилевым балетных русских сезонов в Париже.

Один из мольеровских героев, узнав, что всю свою жизнь разговаривал прозой, был очень изумлен. Вполне возможно, украинцы тоже удивятся информации о том, что имя их соотечественника Ивана Путрова работает на международный престиж страны так же активно, как имена боксеров братьев Кличко и футболиста Андрея Шевченко. Так что фразу насчет «впереди планеты всей» пора начинать воспринимать не только как шутку.

Лейла Кондакова, expert.ru, 28.01.08


Комментариев нет: